ПОИСК
Главная / Полезные статьи / Детский сад и школа. Развитие ребенка без стресса
Анастасия Борисова
04.09.2024
604
(1 голос)

Детский сад и школа. Развитие ребенка без стресса

Содержание статьи
    • Проблема адаптации к детскому саду. Описание, причины возникновения.
    • Симптомы плохой адаптации к детскому саду и возможные негативные последствия.
    • Правила подготовки к детскому саду.
    • Снятие симптомов стресса у ребенка. Умиротворение, налаживание сна, магниевые ванны.
    • Проблема адаптации к школе. Трудности перехода.
    • Симптомы плохой адаптации к школе и возможные негативные последствия.
    • Правила подготовки к школе.
    • Снятие симптомов школьной тревожности, налаживание сна, магниевые ванны.

    Вы нашли прекрасный детский сад, с шикарной материальной базой и высококлассными воспитателями, но ребенок все равно устраивает каждое утро истерику и отказывается идти в садик. Не беспокойтесь — это адаптация. Каждый малыш проходит ее в соответствии со своим психофизиологическим состоянием и уровнем подготовленности. Помогите ему преодолеть этот период гармонично, и вскоре он отплатит вам проявлением своих многочисленных талантов.

    Еще сложнее справиться со стрессом, связанным с началом обучения в школе. Ключевое понятие здесь — обучение. Больше нет игр, дневного сна и расслабленного состояния. В школе ребенка хвалят за собранность, выполнение указаний учителя и успеваемость. Он вынужден проводить несколько часов, сидя за партой, подчиняться авторитету преподавателя, подстраиваться под школьные порядки. Момент для детского сознания серьёзный и переломный, ему точно требуется поддержка близких людей.

    Давайте вместе разберемся, как пройти эти этапы взросления и помочь ребенку справиться с психологической перегрузкой.

    Содержание

    Проблема адаптации к детскому саду. Описание, причины возникновения

    Чтобы оценить масштаб драмы маленького человека при поступлении в детский сад, представьте свой первый день на новой работе в незнакомой стране с плохим знанием языка и культурной специфики, умножьте ощущения на 100.

    Первый стресс, который придется преодолеть ребенку — разлука с родителями. Хорошо, если вам удалось внушить своему малышу, что в детском саду ему будет весело и интересно, а мама и папа обязательно заберут его вечером домой. Тогда адаптация пройдет быстрее. Если нет, то ребенок может неправильно оценить событие, «свалиться» в состояние аффекта и дойти до невроза из-за неудовлетворенной потребности в защите, к примеру.

    Другая проблема – социальная адаптация. Вдруг, ни с того ни с сего, ребенку приходится взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и многочисленными детьми. Вполне возможно, что новые люди покажутся ему неприятными, и не вызовут желания общаться, подпускать к себе. Такие обстоятельства способны спровоцировать появление чувства тревоги, которое, если не купировать, разрастется до полноценного стресса.

    Длительный стресс подрывает защитные силы организма, нарушает эмоциональное состояние ребенка. Несколько первых месяцев посещения детского сада следует внимательно наблюдать за состоянием малыша и вовремя принимать меры в случае возникновения проблем с прохождением адаптации.

    Симптомы плохой адаптации к детскому саду и возможные негативные последствия

    Проблема адаптации ребенка к детскому саду хорошо изучена. На данный момент выделяются три группы детей, различающиеся по длительности и сложности прохождения процесса привыкания. Первая группа отличается сильной привязанностью к близким взрослым и отсутствием тяги к общению с посторонними людьми. Вторая группа демонстрирует потребность в общении и совместных действиях со взрослыми, не являющимися близкими. Третья группа выражает потребность в самостоятельных действиях, стремится к общению с чужими людьми.

    Тяжелее всего адаптация проходит у детей, которые относятся к первой группе. Также нелегко дается привыкание мальчикам от 3 до 5 лет, так как они обычно больше, чем девочки, привязаны к матери в этот период. Осложнить процесс может и кризис 3-летнего возраста.

    В самом легком варианте адаптация длится 1 — 3 недели. Специалисты считают нормальной адаптацию, которая проходит в течение 3 месяцев. Если ребенок не справляется с ситуацией дольше, значит, процесс затянулся и малышу требуется профессиональная помощь.

    О том, что у вашего ребенка возникли проблемы с адаптацией к детскому саду, расскажут следующие признаки:

    • плач при расставании с родителями;
    • нарушение сна;
    • снижение аппетита;
    • замкнутость или агрессивное поведение;
    • частые болезни, как психосоматическая реакция.

    Детский сад для ребенка должен стать площадкой для развития, обучения, воспитания, обретения самостоятельности и навыков общения со сверстниками, местом и временем, где он счастлив просто так. Поэтому, если в период адаптации у малыша возникли трудности, вмешайтесь и помогите ему привыкнуть к новым условиям.

    Правила подготовки к детскому саду

    Начать подготовку к детскому саду стоит заранее. Речь идет не только о приобретении необходимых вещей, но и о психологическом состоянии малыша. Важно создать у ребенка позитивное отношение к предстоящим изменениям в его жизни. Можно рассказывать ему веселые истории о детском садике, показывать фотографии и видеоролики с другими детьми.

    Сгладить проблемы вхождения в новые условия поможет предварительное знакомство с воспитателем, экскурсия по детскому саду, рутинные утренние ритуалы прощания, такие как «обнимашки» или удар кулачком о кулак родителя.

    Заранее расширяйте круг общения ребенка. Он должен привыкать коммуницировать с малознакомыми людьми и детьми. Практика показывает, чем больше ребенок знакомится и дружит до садика, тем проще проходит его адаптация.

    Привейте ребенку навыки самостоятельности. Он должен уметь, хотя бы частично, сам одеваться, принимать пищу, выполнять туалетные процедуры. Эти способности снизят фактор стресса и упростят адаптацию.

    Не менее чем за месяц до начала посещения садика приведите режим дня в соответствие с распорядком, принятом в учреждении. Старайтесь укладывать его спать не позднее 20:30, это облегчит ранний подъем.

    Проблем при адаптации не избежать. Даже в идеальных условиях, с идеальным ребенком вам все равно придется столкнуться с кризисом процесса привыкания. Пройти его максимально спокойно помогут несложные приемы.

    Снятие симптомов стресса у ребенка. Умиротворение, налаживание сна, магниевые ванны

    Современные детские сады окружают ребенка всем необходимым для гармоничного прохождения адаптации. Но без родительского участия и домашней поддержки не обойтись.

    Ребенок провел целый день вдали от близких, пережил горечь расставания и радость встречи с родственниками, осваивался в новых условиях, изучал правила и людей. Естественно, что дома маленькому герою требуется покой, возможность расслабиться в привычной безопасной обстановке. Предложите ему спокойные игры, обсудите прошедший день и обеспечьте качественный сон. Помните, завтра малышу снова проходить адаптацию.

    Лучшей умиротворяющей процедурой, не требующей больших затрат, станет прием теплой ванны с магниевой солью. Эту соль также называют английской или EPSOM. За счет содержания магния, она успокаивает ребенка, снимает гипертонус, мышечные спазмы, избавляет от нервного напряжения, способствует восполнению потери магния в организме.

    EPSOM соль для купания детей 0+ бренда KAST-EXPO разработана и сертифицирована специально для детей 0+. Она бережно ухаживает за кожей малыша, устраняет мелкие трещинки и ссадины, расслабляет детский организм, избавляет от нервного напряжения. Внутри банки находится приятный сюрприз — игрушка, с которой можно купаться.

    Насыпьте 150 грамм соли в теплую воду, дайте ребенку полежать в растворе 15 — 20 минут. В это время расспросите у него о прошедшем дне, поиграйте, расскажите, какой он молодец, что теперь ходит в садик совсем как взрослый. По завершении процедуры ополосните его чистой водой и укладывайте спать. Сон будет мирным и качественным.

    Утром разговаривайте с ребенком спокойно, но уверенно. Если малыш берет с собой игрушку, скажите, что, к примеру, медвежонок очень ждет, когда вы отправитесь в садик. Проводы доверьте тому родственнику, с которым он проще расстается, сообщите, в какое время заберете.

    Проблема адаптации к школе. Трудности перехода

    Между детским садом и школой лежит психологическая пропасть, которую новоиспеченный ученик обязан преодолеть в относительно короткие сроки. Еще вчера он был абсолютным ребенком, ходил в детский садик, играл, спал днем, слушался воспитательницу, а сегодня это уже маленький взрослый, который не в игровой форме, а принудительно учит сложные предметы, подчиняется авторитарному учителю, живет в четком графике школьного расписания, соблюдает строгие правила, выполняет домашние задания. Ситуация, однозначно, стрессовая, так как кардинально меняет поведенческий стереотип, который не связан с предыдущим опытом ребенка. 

    Насколько органично ляжет на психику первоклассника новая роль школьника зависит от многих факторов от личностной и интеллектуальной готовности до способности принимать решения и намечать план действий.

    Адаптация к школе может занимать разное количество времени у разных детей. Нормальным считается адаптационный период от 1 — 2-х месяцев до полугода, если адаптация длится больше года — необходимо обратиться к школьному психологу.

    При неправильной адаптации у ребенка может возникнуть школьная тревожность, которая включает в себя постоянное волнение, повышенное беспокойство при различных ситуациях, возникающих в классе, страх получить отрицательную оценку со стороны педагога или одноклассников. Усиливают школьную тревожность образовательные перегрузки, завышенные требования со стороны родителей, страх допустить ошибку. Избавиться от школьной тревожности окончательно не получится, но она не должна «пробивать» индивидуальный психологический предел ребенка.  

    Симптомы плохой адаптации к школе и возможные негативные последствия

    О том, что адаптация к школе идет неправильно, вы поймете по нежеланию ребенка ходить в школу, частым жалобам на здоровье, неуспеваемости по предметам, повышенной раздражительности или, наоборот, замкнутости.

    Дети, не справляющиеся с адаптацией к школе, могут по-разному транслировать свою проблему. Некоторые не способны спокойно сидеть на уроках, сильно нервничают, если учитель делает замечание, агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам, срывают дисциплину. Другие первоклассники, подверженные школьной тревожности, проявляют пассивность на уроках, ответы на вопросы знают, но, отвечая, испытывают стеснение и скованность, смущаются при малейшем замечании учителя. На перемене не могут найти себе занятие, стремятся находиться в компании детей, но не общаются с ними.

    Как бы не проявлял ребенок свои проблемы, они в любом случае негативно скажутся на оценках, могут спровоцировать психосоматические заболевания, потерю мотивации к обучению, снижение аппетита, плохой сон, развитие комплексов и страхов, функциональные расстройства.  

    Большую роль в прохождении адаптации к школе играет семья. Главное правило для родителей — постараться понять ребенка, разговаривать с ним и ни в коем случае не проявлять агрессию. Потенциал гения раскроется в будущем, а на этапе привыкания нужно просто научить малыша жить, общаться, радоваться новым знаниям и обстоятельствам.

    Правила подготовки к школе

    Правила подготовки к школе во многом схожи с правилами подготовки к детскому саду. Первым делом вам необходимо выровнять режим дня ребенка в соответствии со школьным расписанием за несколько недель до 1 сентября. Отлично, если ребенок начнет посещать подготовительные занятия, познакомится с учителем, немного свыкнется с обстановкой и форматом преподавания в классе. Начинайте заниматься дома, переходите от игровой формы обучения к структурированной.

    Помните, каждый ребенок особенный и он находится в начале школьного пути. Не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте за неудачи, но хвалите, если он что-то сделал хорошо. Не показывайте ребенку свои переживания по поводу его успехов или провалов, не нагнетайте. Проявляйте искренний интерес к школьной жизни, сместите фокус внимания на отношения с ребятами, подготовку к мероприятиям.

    Постройте доверительные отношения. Короткие вопросы в духе «Как дела?» не выявят истинного состояния ребенка, нужно выделить отдельное время на общение и обсуждение прошедшего дня. Если ребенку трудно сосредоточиться, делайте домашнее задание вместе, пока он не вольется в процесс.

    Американский детский психолог Xайм Дж. Джайнотт не рекомендует будить ребенка в школу лично, чтобы не создавать негативное отношение к родителям. Подарите малышу будильник и поставьте время звонка на 5 минут раньше положенного. Когда утром он закапризничает и откажется вставать по будильнику, вы сможете подарить соне 5 минут дополнительного времени на пробуждение. А вот укладывать спать первоклассника Джайнотт рекомендует лично маме или папе. Перед сном малышу проще открыться и поделиться чувствами, накопившимися за день.

    Снятие симптомов школьной тревожности, налаживание сна, магниевые ванны

    Нервное напряжение у первоклассника, особенно на этапе адаптации к школе, нужно обязательно снимать. Позитивный паттерн, заложенный в этот период, напрямую влияет на развитие ребенка в следующие 10 лет обучения.

    Психологи рекомендуют после занятий в школе организовать вашему ученику прогулку на свежем воздухе 30 — 60 минут. В это время прогуляйтесь мимо других школ и покажите, что все детки учатся и это очень хорошо. На выходных выезжайте всей семьей на природу, чтобы малыш чувствовал поддержку, получал положительные эмоции.  

    Приучите ребенка к теплым ваннам с магниевой солю. Водолечение прекрасно влияет на организм человека, а магний успокаивает нервную систему, нормализует сон, снимает мышечное напряжение. Для детских ванн лучше использовать специальную адаптированную соль, такую как EPSOM соль для купания детей 0+ бренда KAST-EXPO. Магниевая соль для детей KAST-EXPO имеет дополнительную степень очистки и усиленный контроль качества, сертифицирована для купания детей с первых дней жизни.

    Наполните ванну теплой водой, примерно 37 градусов, насыпьте 300 грамм детской магниевой соли KAST-EXPO. Пусть малыш ложится в раствор на 20 минут и расслабляется. Во время приема ванны будьте рядом, спокойно разговаривайте о приятных планах на выходные. Дождитесь, когда ребенок придет в равновесие и невзначай спросите, нравится ли ему его учительница, какие предметы он любит больше, с кем из ребят подружился. Сохраняйте спокойствие, даже если малыш начнет жаловаться, возможно ему просто нужно выговориться. Если у него действительно возникли проблемы, внимательно выслушайте, чтобы принять меры позже.

    Эмоциональная связь между первоклассником и родителями очень важна, особенно на этапе адаптации. Будьте терпеливы и снисходительны к новоиспеченному ученику. Поверьте в него, поддержите и спустя некоторое время он станет вашей гордостью!

    Читайте так же:

    Оцените насколько статья была полезной
    (1 голос)
    Ваш город — Челябинск?
    Да
    Выбрать другой
    От выбранного города зависит наличие товаров и способ доставки
    Выберите свой город
    Москва
    Санкт-Петербург
    Волгоград
    Воронеж
    Екатеринбург
    Казань
    Калининград
    Краснодар
    Красноярск
    Нижний Новгород
    Новосибирск
    Омск
    Пенза
    Пермь
    Ростов-на -Дону
    Самара
    Саратов
    Ставрополь
    Тольятти
    Тула
    Уфа
    Челябинск
    Saltmg
    Добавлено в корзину